Что нужно знать о коллекторах?

08.03.2018г   1379


Многие сталкиваются с временными финансовыми трудностями и среди множества вариантов их преодоления выбирают кредиты. В таком случае главной сложностью станет не нехватка средств, а необходимость их погашения. Получить ссуду при наличии позитивной кредитной истории, официального трудоустройства (и даже без него) не составит труда. Гораздо сложнее своевременно вносить платежи, не нарушая график. В противном случае не избежать последствий — от пени и штрафа до общения с коллекторами.

Это сотрудники специализированных компаний, которые занимаются взысканием долгов. С такими специалистами сотрудничают все банки. Коллекторы работают с проблемными заемщиками, «собирая» их долги. За свою деятельность они получают вознаграждение. И для банка, и для заемщика это крайняя мера и весьма неприятная (для последнего). Все дело в том, что кредитор заинтересован в возврате средств «мирным» путем. Он может проявить лояльность и гибкость, предложить отсрочку, реструктуризацию долга и так далее. В отличие от него, привлеченный эксперт не учитывает интересы заемщика, не идет на компромиссы и не проявляет сострадание по сложившейся ситуации. Вместе с тем важно подчеркнуть, что коллекторы — это не «бандиты». Они действуют в рамках закона и не применяют физическую силу.

Кто такие коллекторы

Чем вызвана навязчивость?

Зачастую даже незначительные просрочки могут привести к знакомству с коллектором. Причем знакомство это будет весьма тесным. Компания не ограничится разовым звонком. Ее сотрудники настойчивы, и не оставят должника просто так. Это связано с тем, что взыскания долгов — деятельность, которая приносит им доход. Они прекрасно знают о том, что такое «кредитная яма» и как трудно из нее выбраться. Именно поэтому они не прекратят звонить проблемному заемщику после того, как он просто пообещает погасить долг. Они будут настаивать на своем до тех пор, пока не узнают истинную причину просрочки, будь то банальная забывчивость, увольнение с работы, болезнь или заграничная поездка.

Почему коллекторы беспокоятся о небольших суммах?

Вовсе необязательно быть злостным неплательщиком и иметь долги с множеством нулей, чтобы вас «заметило» коллекторское агентство. Его сотрудники зачастую работают даже с незначительными суммами. Величина долга не имеет для них значения. Все дело в том, что для банка проблемные ссуды чреваты последствиями: нарушение финустойчивости, выход за пределы нормативов ЦБ, необходимость дополнительно формировать резервы и так далее. Порой один крупный просроченный кредит менее опасен, чем множество мелких разрозненных. Это объясняет настойчивость при взыскании долга, в то время как заемщики зачастую не видят проблем в мелких задолженностях. Процесс может быть достаточно долгий, звонки — многократными.

Как быть, если вы не виноваты?

Порой в списки должников попадают «примерные» плательщики. Это может быть вызвано ошибками менеджеров банка, сбоями в программах и так далее. Вполне возможно, что прежде у ссудополучателя были просрочки, но он уже закрыл их. Не исключено, что личными данными незаконным образом воспользовались мошенники, либо кто-то неверно указал номер телефона (или же вы переехали в квартиру проблемного заемщика). Ситуаций может быть множество, итог один — вас беспокоит коллектор. Решать что-либо с ним не стоит. Сотрудника уполномоченного агентства не интересуют ваши объяснения, просьбы и оправдания. Он действует по строгой инструкции. Она жестко регламентирует полномочия, чтобы сотрудник были беспристрастными. Им положено не верить должникам.

Любую ситуацию нужно выяснять с банком. Именно он дает указания компании, составляет и редактирует «черные» списки. Возможно, для уточнения всех нюансов и подтверждения невиновности нужно будет предоставить кредитору бумаги. Это паспорт, кредитный договор (если вы оформляли ссуду), имущественные права на квартиру и так далее.

Классификация должников

Коллекторы делят проблемных займополучателей на три группы. К первой относятся те, кто допустили просрочку по неосторожности: забыли о наступлении срока очередного платежа, не рассчитали траты и так далее. Как правило, задолженность такого рода не превышает 3-5 дней и 3000 рублей. Достаточно напомнить заемщику о просрочке, и он оперативно закроет ее.

Ко второй группе относят клиентов банка, которые создают так называемые кредитные пирамиды. Они не умеют распоряжаться деньгами, планировать траты. Как результат — не могут выполнить обязательства перед кредитно-финансовой организацией. Для покрытия старого долга они берут новую ссуду и так по нарастающей. Суммы растут, растет размер платежа, «наслаивается» задолженность. С такими заемщиками работают более настойчиво, давая финансовые консультации

Третья группа — сознательные нарушители. Они отказываются возвращать долг, аргументируя это чем угодно. Как правило, коллекторы не работают с такими должниками — их дела передаются в суд.

Как отличить бандитов от профессионалов?

Часто коллекторов отождествляют с бандитами. Это не совсем беспочвенно. Если вы взяли заем в надежном банке с лицензией, то с вами будут контактировать исключительно законопослушные сотрудники агентства. Если же вы обратились к сомнительному кредитору (зачастую такие предлагают низкие проценты, не требуют никакие документы), есть шанс попасть на бандитов. Любые угрозы, грубость, шантаж говорят о том, что вы имеете дело с недобросовестными коллекторами. Даже если вы на самом деле задолжали кредитору, он не имеет права без судебного решения присвоить ваше имущество или причинить какой-либо вред. В ситуации, когда подобные несанкционированные действия замечены, нужно звонить в полицию.

Какие меры коллектор имеет право принимать?

Должники зачастую опасаются того, что к ним применят физическую силу. Это необоснованно. Коллекторы — грамотные психологи, юристы, экономисты. Их задача — найти законные рычаги воздействия, пусть даже весьма жесткие. Без этого не обойтись, ведь зачастую просрочки возникают исключительно из-за безответственности ссудополучателя. Он нарушает раз, потом второй. Кажется, будто сумма невелика, и ее можно внести в любой момент. Однако долг накатывает снежным комом. В такой ситуации правомерные действия сводятся к трем ступеням взаимодействия с нарушителем:

  1. Информирование. На почту, мобильный телефон и прочие средства связи шлют уведомления о долгах, предупреждения о том, что дело передано коллектроскому агентству.
  2. Психологическое воздействие. Эксперты проводят работу с кредитополучателем и его родственниками, оказывают эмоциональное воздействие, мотивируя погасить долг. Все происходит в рамках закона, запугивания исключены.
  3. Судебный иск. Юридически подкованные специалисты доводят до успешного финала около 95% сделок. Если же их действия оказываются безрезультатными, кредитные дела передаются в суд. Он уполномочен принимать решения о взыскании долгов за счет реализации имущества нарушителя.

Какие угрозы не обоснованы?

Ввиду своей грамотности и доминирующего положения эксперты могут искусственно «нагнетать» обстановку. Важно понимать, что некоторые угрозы абсолютно беспочвенны. В их числе:

  • уголовная ответственность — если вы не использовали мошеннические схемы, поддельные документы (то есть, не нарушали закон), вам она не грозит;
  • внесение в «стоп-лист» всех родственников заемщика — просрочки негативно влияют на кредитную историю исключительно должника и не распространяются на членов его семьи;
  • конфискация имущества — коллекторы не имеют таких полномочий, только суд может принять решение о реализации имущества в счет погашения долга;

Боятся таких угроз не стоит — они неправомерны. Вместе с тем нельзя недооценивать коллекторов. В любом случае вам придется выполнить обязательства.

+1 -0


Полезные статьи

В России кредитными историями занимается всего 26 организаций, носящих название Бюро кре...

Одним из основных инструментов оценки банками заемщика на сегодняшний день является...

Кредитная история — своеобразный финансовый «дневник» заемщика. В ней значится ...




Зачем знать свой рейтинг финансового здоровья:
 


Понять причину отказа
в получении кредита


Подобрать лучшие
предложения


Моментально отслеживать
изменения


Узнать как правильно выстраивать
отношения в кредитными организациями
 
5 1