Национальное бюро кредитных историй (НБКИ)

19.03.2017г   11478


Банки ведут учет своих клиентов, в особенности заемщиков. Это связано с тем, что кредитование — высокорисковая деятельность, которая оказывает влияние на финансовую устойчивость учреждения. От того, насколько точно оценивается кредитоспособность заявителя, зависит существование и прибыльность кредитора.

База данных клиентов есть у каждого банка. Кроме того, часть этой информации выходит за пределы конкретного учреждения — согласно закону, кредиторы должны сотрудничать хотя бы с одним бюро КИ. В числе таких организаций — НБКИ. Национальное бюро кредитных историй — компания, деятельность которой основана на сборе, хранении и предоставлении под запрос уполномоченным лицам финансовых досье граждан и юридических лиц. Иными словами, это огромный массив данных о ссудополучателях, их финансовом «поведении», наличии просрочек, непогашенных долгов и так далее.

НБКИ существует более 10 лет (с 2005 года), сотрудничает с огромным количеством финансово-кредитных учреждений (свыше 3000). В их числе банки, микрофинансовые организации, ломбарды и так далее.

Особенности работы

Деятельность Национального бюро КИ регламентирована ФЗ №218. В нем прописано право каждого субъекта получать данные о своей истории бесплатно раз в год. Это требование соблюдается, однако есть особенность: получить данные онлайн не получится. НБКИ работает «по старинке» — через почту России. Есть вариант ускорить и упростить процесс, прибегнув к помощи партнеров бюро. Однако такая услуга уже не будет бесплатной. НБКИ рассматривает запросы в течение трех рабочих дней с момента их поступления и направляет ответ тем же путем — по почте.

Национальное бюро кредитных историй — один из главных поставщиков финансовой информации о заемщиках. Так как доступ к данным необходим широкому кругу лиц, у компании достаточно обширная сеть партнерских взаимоотношений.

Услугами НБКИ пользуются:

  • заемщики;
  • кредиторы;
  • ЖКХ;
  • страховые компании и так далее.

Спектр услуг для заемщиков

Прежде чем обратиться за кредитом, особенно в том случае, когда необходима крупная сумма, эксперты рекомендуют заемщикам проверить свою КИ. Для чего это необходимо? Во-первых, таким образом можно оценить свои шансы на положительное решение. Во-вторых, убедиться в отсутствии ошибок (могут быть допущены менеджером, при сбоях в работе ПО и так далее). В-третьих, знание кредитной истории поможет выстроить правильную стратегию поведения с заимодателями. Возможно, прежде чем обратиться за крупной суммой, целесообразнее оформить несколько микрозаймов и поправить таким образом свой рейтинг. После этого банки охотнее пойдут на сделку и предложат более лояльные условия. НБКИ предлагает заемщикам:

  • проверить КИ;
  • оспорить КИ, если найдены ошибки и несоответствия;
  • оформить справки ЦККИ;
  • получить/восстановить код субъекта КИ.

Кроме того, компания может агрегировать для вас всю информацию, имеющуюся у разных бюро.

Спектр услуг для кредиторов

Финансово-кредитные учреждения, выдавая ссуды, берут на себя риски. Чтобы минимизировать их, необходимо всесторонне изучить каждого ссудополучателя. Для такого анализа используют разную информацию: справки о доходах, трудоустройстве, имеющемся имуществе, а также данные кредитной истории. Им в последнее время уделяют особое внимание. Кредитующим организациям доступны:

  • отчеты о КИ потенциальных заемщиков;
  • анализ клиентской базы;
  • скоринг;
  • защита от мошеннических действий;
  • финансовая аналитика;
  • верификация личных сведений заявителей;
  • проверка залогов;
  • оформление запросов в ЦККИ.

Каждый кредитор по-разному работает с финансовыми досье. Кто-то лоялен к просрочкам в прошлом, кто-то отказывает заемщикам с плохой КИ. В зависимости от политики НБКИ выстраивает определенные взаимоотношения с каждым кредитором. Для кого-то оно анализирует огромные массивы данных, в то время как другим кредиторам достаточно небольшого отчета. Главная цель предоставляемых услуг — сформировать максимально полную картину о клиенте, его благонадежности, потенциальных рисках.

Сотрудничество с ЖКХ

Предприятия жилищно-коммунального хозяйства не нуждаются в кредитных отчетах, так как не выдают средства в долг и предоставляют всем гражданам услуги, предполагающие обязательную оплату. Вместе с тем они сотрудничают с НБКИ в вопросах обмена информацией о должниках. Такие нововведения закреплены в ФЗ №218 в 2015 году. С этого момента бюро кредитных историй должны отражать в отчетах долги не только по ссудам, но и по ЖКХ. Эта информация важна для кредиторов, так как любые задолженности их клиентов понижают платежеспособность и увеличивают риск неплатежей.

Спектр услуг для страховых компаний

Несмотря на то, что СК не дают клиентам денег в долг, а получают от них плату за свои услуги, КИ их интересует. По ней страховщик определяет общую дисциплинированность клиента, его ответственность, финансовое положение. Таким организациям предлагаются:

  • кредитные отчеты;
  • страховой скоринг;
  • сервисы аналитики Big Data (работа с огромными массивами данных).

Банки, сотрудничающие с НБКИ

Национальное бюро кредитных историй сотрудничает с огромным количеством банков и небанковских кредитных организаций. Такое партнерство обусловлено высококлассным сервисом. Бюро непрерывно расширяет спектр предоставляемых услуг, совершенствует качество обслуживания, обновляет технологические мощности. В список партнеров входят банки из «ТОП-100» по рейтингу РФ, МФО и так далее. В их числе: Сбербанк, ВТБ, Райффайзен, «Русский Стандарт», Газпромбанк, «Банк Москвы», «Альфа-Банк», «БИНБАНК», «Плюс Банк», МФО «Саммит», «Интеза» и другие. Полный список партнеров можно найти на официальном сайте — http://www.nbki.ru.

Сколько хранятся данные и как часто они обновляются?

Плохая кредитная история — серьезная преграда на пути к получению займов. Именно поэтому, заемщиков с небезупречной финансовой репутацией волнует вопрос о том, как долго хранятся данные, возможно ли их удалить и начать все «с чистого листа». Очистить историю нельзя, можно лишь исправить ее. Бюро хранит информацию 15 лет с момента последних корректировок.

Обновляется информация тогда, когда банки направляют новые сведения о ссудополучателях. Бюро оперативно обрабатывает все запросы, в том числе и те, которые связаны с корректировкой сведений (например, при обнаружении ошибок). Законодательно закреплены такие сроки: если в банк поступил запрос, он должен предоставить информацию о клиенте в десятидневный срок; если же запрос поступил в бюро, у него есть 30 дней на проверку информации и внесение исправлений в случае подтверждения ошибки.

Как формируется скоринговый балл?

Скоринг — одна из наиболее востребованных услуг НБКИ. Оно не только предоставляет информацию о потенциальном получателе займа, но и анализирует ее, давая заявителю готовый «портрет» с количественной оценкой. Итоговый балл варьируется в диапазоне от 300 до 850 и трактуется следующим образом:

  • свыше 690 — надежный клиент, который может рассчитывать на крупные суммы (например, ипотека);
  • от 650 до 690 — банк охотно выдаст потребительский кредит под выгодный процент;
  • от 640 до 650 — кредитор не откажет в сотрудничестве, однако может потребовать детализацию источников доходов, справки об имуществе;
  • от 620 до 640 — для получения займов понадобится выполнить дополнительные условия (например, предоставить залог или привлечь поручителей);
  • от 600 до 620 — вероятность получить заем не стопроцентна, как правило, его размер ограничивается 50 тыс. рублей;
  • менее 600 — банки не выдадут деньги.

Как правило, помимо рейтинга, НБКИ указывает несколько наиболее весомых факторов, которые повлияли на снижение балла. Так кредитор сможет самостоятельно оценить их значимость и принять окончательное решение.

Как посмотреть кредитную историю? Варианты получения

Существует множество способов получения КИ. Они различаются сроками, стоимостью услуги, сложностью и так далее. В числе наиболее популярных:

  1. Письмо. На сайте есть форма запроса. Ее необходимо заполнить, заверить у нотариуса подпись, приложить квитанцию об оплате услуг (если это не первое обращение за год) и направить почтой РФ. В течение 3-х дней заявка будет обработана, отчет пришлют заявителю на почту.
  2. Телеграмма. Процедура аналогична, только в данном случае идентифицировать личные данные поможет оператор почтовой службы.
  3. Партнеры. Направить запрос можно через организацию, сотрудничающую с НБКИ по ее тарифам. Доступны два варианта: при непосредственном визите или через Интернет.
  4. Визит в офис НБКИ.

Вы можете узнать свою кредитную историю бесплатно в любое время суток (без ограничений по количеству запросов) на сайте gutrate.ru.

+3 -0


Полезные статьи

В России кредитными историями занимается всего 26 организаций, носящих название Бюро кре...

Одним из основных инструментов оценки банками заемщика на сегодняшний день является...

Кредитная история — своеобразный финансовый «дневник» заемщика. В ней значится ...




Зачем знать свой рейтинг финансового здоровья:
 


Понять причину отказа
в получении кредита


Подобрать лучшие
предложения


Моментально отслеживать
изменения


Узнать как правильно выстраивать
отношения в кредитными организациями
 
5 3