Центральный каталог кредитных истории (ЦККИ)
В кредитной истории накапливается весь объем сведений о финансово-заемной деятельности гражданина. При обращении в банк последнего практически со 100-процентной вероятностью попросят разрешить ознакомиться с ней. Предупредить возможные сложности и заранее знать о них поможет регулярное изучение КИ. Идентифицируются все кредитные договоры по паспортным данным, поэтому если документами воспользовались мошенники, в истории будет это отражено. Большинство данных о КИ хранится в одном из трех крупнейших национальных бюро, но сведения о займах зачастую сохраняются в более «мелких» региональных инстанциях. Информация о месте хранения накапливается в единой централизованной структуре ‒ ЦККИ.
Центральный каталог подчиняется Банку России, и деятельность его регулируется законодательством о кредитных историях. Он представляет собой общую систему обработки сведений, обслуживает и выдает ее по запросу ‒ от заемщика или любой структуры, у которой есть его официальное письменное разрешение. Работает ЦККИ следующим образом: данные с титульной, первой части КИ поступают в него из всех бюро, работающих и ликвидированных (тогда их базы хранятся в каталоге временно). Субъект не получает из структуры данных истории ‒ только указание того, где именно они собраны.
Как можно получить справку из ЦККИ?
Сведения из центрального каталога проще всего получить, зная код субъекта КИ. Это уникальный шифр, который присваивается гражданину в момент первого обращения за кредитом, и он дает возможность получать все дистанционно, по интернет-каналам. Обычно для этого требуется:
- на сайте Центробанка зайти в раздел «ЦККИ»;
- запросить справочную информацию, указав паспортные сведения, код и электронный почтовый адрес, на который она придет;
- дождаться отклика на запрос, получив e-mail.
Если уникального шифра нет вообще, или он утерян, возможно восстановить, обратившись к банку или в БКИ, куда он передавал данные. Можно получить информацию из ЦККИ и без кодов, подтвердив паспортную информацию при помощи:
- банка ‒ после письменного обращения он сам осуществит идентификацию субъекта (это, как правило, платная услуга);
- бюро КИ или его агентов ‒ процедура практически аналогична предыдущей;
- нотариуса ‒ он подтверждает личность клиента, его подпись и сам направляет запрос;
- почтового обращения ‒ при помощи отправления телеграммы, где в роли лица, заверяющего подлинность подписей и паспортных данных выступает работник отделения;
- организаций посредников ‒ специализированные структуры за вознаграждение выполняют всю бюрократическую рутину.
Справка из ЦККИ, которую субъект получает после всех видов обращений, имеет установленную форму. Она приходит на адрес e-mail в виде электронного документа и обязательно содержит данные:
- дата выдачи, на чье имя и сведения из паспорта она оформляется;
- наименование, местонахождение контактного адреса и телефона БКИ, в котором хранится история субъекта;
- результаты анализа запроса ‒ если КИ нет вообще, приходит официальное уведомление о том, что информация не найдена.
Также читайте: Как узнать насчёт кредитной истории в ЦККИ на официальном сайте?